Тернистый путь инноваций

Как продвигать перспективные технологии в стране, где так велика сила строительных традиций?  И кто же все-таки стоит на пути прогресса? На эти вопросы попытались ответить участники «круглого стола», организованного еженедельником «Недвижимость и строительство Петербурга».

Среди основных причин, мешающих широкому внедрению новинок, участники мероприятия отметили консерватизм потребителей, отсутствие нормативной базы, дефицит проектировщиков, лоббизм производителей традиционных материалов, недостаток инвестиций. 

Консерваторы и либералы

Исполнительный директор компании «БалтПрофиль» Евгений Жмарин продемонстрировал верность этих утверждений на примере легких стальных тонкостенных конструкций (ЛСТК). Сейчас рынок ЛСТК ничтожно мал, а между тем они могли бы широко применяться в малоэтажном строительстве, поскольку не требуют сварочных работ (крепление на саморезы), использования подъемной техники (это сохраняет ландшафт), кроме того, для быстровозводимого жилья подходят фундаменты мелкого залегания. Раньше сталь не использовалась из-за возникновения «мостиков холода», но эту проблему решили с помощью утеплителя. Несмотря на очевидные достоинства технологии - защита профилей от коррозии на 100 лет, полное отсутствие усадки, многовариантность фасадных систем, машиностроительная точность размеров внутренних стен, всесезонность работ - потребители относятся к новинке настороженно. Доля ЛСТК на рынке России составляет всего 0,5% (для сравнения: в Швеции и Японии – 15%). Виной тому, по мнению Евгения Жмарина, слабая научно-техническая база - специалистов, ориентированных на использование ЛСТК, попросту нет. И, конечно, несовершенство законодательства. Например, отсутствие закона о порядке реконструкции общего имущества многоквартирных домов не позволяет развернуть в Петербурге масштабное строительство мансард на основе легких конструкций.

На консерватизм проектировщиков пожаловался Роман Певзнер, генеральный директор компании «Термоклинкер», которая предлагает энергосберегающие фасадные системы – панели из утеплителя на пенополиуретановой основе, облицованные клинкерной плиткой. Новая для нас технология используется в Германии и Голландии уже 40 лет и доказала свою экономическую состоятельность. Однако застройщики не «становятся в очередь», поскольку нет смысла экспериментировать – дома и так хорошо продаются.

«Мифическая бумажка»

При знакомстве с новой продукцией потребителя, прежде всего, волнует наличие всех возможных сертификатов. И если с одобрением пожарных, СЭС, экологов все ясно, то ценность сертификата соответствия ТУ не вполне понятна. Ведь этот документ утверждает только то, что продукция соответствует заявленным условиям, формулирует  же эти технические условия сам производитель.

Екатерина Парфенова, эксперт-консультант компании TML, вступилась в связи с этим за институт добровольной сертификации, как отработанный механизм подтверждения независимыми экспертами того, что изделия произведены в соответствии с техническими условиями. «А нюансы – сколько продукция прослужит – и видны из технических условий», - отмечает она.

В качестве примера перспективной технологии, развитие которой сдерживается целым рядом факторов, доцент СПб ГПУ Илья Войлоков привел фиброармирование. Стальная проволочная фибра применяется при сооружении плотин, дамб, мостов, промышленных бетонных полов, взлетно-посадочных полос и позволяет повысить эффективность строительства и существенно сократить издержки. «Однако дальше применения в полах мы не уходим», - сетует ученый. Причины лежат на поверхности. Это, в частности, невосприимчивость к инновациям со стороны проектных организаций и использование дешевой рабочей силы.

Так кто же тот, кого нельзя переубедить в преимуществах новой продукции? От лица консервативных строителей выступил руководитель департамента закупок холдинга RBI Давид Малыш, отметив, что главное здесь - цена вопроса. «На одном  из наших объектов армирующую сетку заменили на фибру. Соответственно, понадобились и более квалифицированные рабочие. Гастарбайтеров-то зовут «на лопату», - заметил специалист. А любое удорожание себестоимости жилья делает его еще менее доступным для петербуржцев.

Мнения

Елена Купцевич, директор выставки «Балтийская строительная неделя»:  «Клиенту нужна информация, сам он ничего не узнает. О новинках нужно рассказывать хотя бы на сайте, что делают, по нашим данным, только 10% респондентов. 80% посетителей выставок приходят узнать о новых технологиях».

Елена Булавко, руководитель отдела рекламы и маркетинга «ИНТЕРСТРОЙЭКСПО»: «Выставки сами по себе инструмент продвижения новинок: 78% участников представляют новый продукт, 22% - уже известный, но с модификациями».

Автор: Антонина Медведева
 
Copyright © Экспо-Балт 2008